live, love, laugh
10 правил писательского мастерства от Сары Уотерс 
Перевод: Анна Шастак

1. Читай, как одержимый.1. Читай, как одержимый. Но пробуй анализировать – это может быть сложно, потому что чем более захватывающий роман, тем сложнее тебе разгадать все приемы автора. Но стоит попробовать это сделать – это может пригодиться в твоей собственной работе. Думаю, смотреть фильмы тоже полезно. Практически каждый голливудский блокбастер безнадежно растянут. Пытаясь определить, насколько бы фильм был лучше, если выбросить некоторые части, ты приобретешь ценные навыки в искусстве повествования.
Что наталкивает меня на мысль о том, что …
2. Сокращай без сожалений.2. Сокращай без сожалений. Чем меньше, тем лучше. Я часто читаю рукописи – и свои в том числе – и в начале, скажем, второй главы я понимаю: «Вот где история должна начаться». Огромное количество информации о герое и предысторию можно вместить в мелкие детали. Эмоции, которые ты испытываешь, читая какую-то сцену или главу, поблекнут, если ты будешь отвлекаться на другие истории. Будь деловым в этом отношении. По сути…
3. Относись к писательству, как к работе.3. Относись к писательству, как к работе. Будь дисциплинированным. У многих писателей это как наваждение. Грэм Грим, как всем известно, писал 500 слов в день. Джин Плейди успевала написать 5 000 слов до ланча и потом отвечала на почту поклонников. Мой минимум – 1 000 слов. Иногда эту норму легко выполнить, иногда, честно говоря, это как родить слона, но я заставляю себя оставаться за столом до тех пор, пока не напишу свой минимум, потому что я знаю, что, делая это, я продвигаю книгу дальше. Эта тысяча слов может быть ерундой – часто так оно и есть. Но всегда проще вернуться к написанному позже и сделать текст лучше.
4. Писательство это не «самовыражение» и не «терапия».4. Писательство это не «самовыражение» и не «терапия». Романы – для читателей, писать их значит создавать хитроумные, терпеливые, самоотверженные конструкции действий. Я отношусь к моим романам, как к американским горкам: моя работа посадить читателя в машинку в начале первой главы, потом прокатить с ветерком через сцены и сюрпризы по хорошо спланированному маршруту и на правильно рассчитанной скорости.
5. Уважай своих героев, даже второстепенных. 5. Уважай своих героев, даже второстепенных. В искусстве, как и в жизни, каждый является героем своей собственной истории. Стоит подумать, о чем истории твоих второстепенных героев, даже если они пересекаются с историями главных героев лишь на коротком отрезке. В то же время …
6. Не переполняй рассказ персонажами.6. Не переполняй рассказ персонажами. Герои должны быть индивидуальными, но функциональными – как фигуры на картине. Вспомните картину И. Босха «Увенчание терновым венцом», на которой терпеливо переносящий страдания Иисус окружен четырьмя мучителями. Каждый из персонажей уникален, но вместе с тем каждый представляет определенный тип, а все вместе они образуют повествование, которое становится только сильнее от того, что оно так компактно и экономично спланировано. Вместе с тем…
7. Не пиши слишком много.7. Не пиши слишком много. Избегай лишних фраз, уводящих в сторону прилагательных, ненужных наречий. Начинающие писатели порой считают, что, когда пишешь роман, необходимо употреблять особенно чистый и красивый язык, совсем не такой, на котором мы говорим каждый день. Это ложное представление о том, как создаются действия в романе, но его можно избежать, если соблюдать правило №1. Почитай произведения Кольма Тойбина и Кормака МакКарти, например, и ты поймешь, как нарочито ограниченный словарь может произвести сильное впечатление.
8. Скорость развития событий – решающий момент.8. Скорость развития событий – решающий момент. Просто хорошо писать недостаточно. Люди, которые учатся писать, могут быть хороши в написании одной страницы прозы. Чего им иногда не хватает, так это взять читателя с собой в путешествие, со всеми изменениями местности, скорости и настроения, всем тем, что включает в себя долгое путешествие. Опять же, просмотр фильмов может помочь. Большинство романов заставят читателя подойти ближе, на чем-то задержаться подольше, сделать шаг назад, потом вперед, как это происходит в кино.
9. Не паникуй.9. Не паникуй. Находясь в середине написания романа, я периодически испытываю приступы леденящего кишки ужаса, когда вижу на экране всю эту ерунду, а за этим, в быстрой последовательности, насмешливые рецензии, разочарование друзей, крах карьеры, безденежье, изъятие дома за неплатеж и развод… Упрямое преодоление таких кризисов, однако, всегда приводило меня к конечному результату. Недолгое отвлечение от работы может помочь. Обдумывание проблемы дает возможность понять, чего же я хотела достичь до того, как зашла в тупик. После прогулки я всегда могу взглянуть на свою рукопись в другом ключе. Если же это все не сработало, то есть молитва. Святой Франциск Сальский, покровитель писателей, всегда выводил меня из застоя. Если ты хочешь раскинуть свою сеть пошире, то можешь обратиться к Каллиопе, музе поэзии.
10. Талант – главный козырь.10. Талант – главный козырь. Если ты действительно хороший писатель, то тебе не надо соблюдать ни одно из этих правил. Если бы Джеймс Болдуин захотел немного оживить повествование, то он никогда бы не смог достичь лирической мощности «Комнаты Джованни». Если бы никто не писал слишком много, то мы бы не знали лингвистических богатств произведений Ч. Диккенса или Анджелы Картер. Если бы все были экономичны по отношению к своим героям, то не было бы «Волчьего зала» [1]… Для большинства из нас, тем не менее, правила являются необходимыми. И, самое важное, только поняв, для чего они нужны и как они работают, ты можешь начать нарушать их.
Примечания:
1. «Волчий зал» (“Wolf Hall”)- последний роман знаменитой английской писательницы Хилари Минтел (2009 г.), за который она была удостоена Букеровской премии.
отсюда

Перевод: Анна Шастак

1. Читай, как одержимый.1. Читай, как одержимый. Но пробуй анализировать – это может быть сложно, потому что чем более захватывающий роман, тем сложнее тебе разгадать все приемы автора. Но стоит попробовать это сделать – это может пригодиться в твоей собственной работе. Думаю, смотреть фильмы тоже полезно. Практически каждый голливудский блокбастер безнадежно растянут. Пытаясь определить, насколько бы фильм был лучше, если выбросить некоторые части, ты приобретешь ценные навыки в искусстве повествования.
Что наталкивает меня на мысль о том, что …
2. Сокращай без сожалений.2. Сокращай без сожалений. Чем меньше, тем лучше. Я часто читаю рукописи – и свои в том числе – и в начале, скажем, второй главы я понимаю: «Вот где история должна начаться». Огромное количество информации о герое и предысторию можно вместить в мелкие детали. Эмоции, которые ты испытываешь, читая какую-то сцену или главу, поблекнут, если ты будешь отвлекаться на другие истории. Будь деловым в этом отношении. По сути…
3. Относись к писательству, как к работе.3. Относись к писательству, как к работе. Будь дисциплинированным. У многих писателей это как наваждение. Грэм Грим, как всем известно, писал 500 слов в день. Джин Плейди успевала написать 5 000 слов до ланча и потом отвечала на почту поклонников. Мой минимум – 1 000 слов. Иногда эту норму легко выполнить, иногда, честно говоря, это как родить слона, но я заставляю себя оставаться за столом до тех пор, пока не напишу свой минимум, потому что я знаю, что, делая это, я продвигаю книгу дальше. Эта тысяча слов может быть ерундой – часто так оно и есть. Но всегда проще вернуться к написанному позже и сделать текст лучше.
4. Писательство это не «самовыражение» и не «терапия».4. Писательство это не «самовыражение» и не «терапия». Романы – для читателей, писать их значит создавать хитроумные, терпеливые, самоотверженные конструкции действий. Я отношусь к моим романам, как к американским горкам: моя работа посадить читателя в машинку в начале первой главы, потом прокатить с ветерком через сцены и сюрпризы по хорошо спланированному маршруту и на правильно рассчитанной скорости.
5. Уважай своих героев, даже второстепенных. 5. Уважай своих героев, даже второстепенных. В искусстве, как и в жизни, каждый является героем своей собственной истории. Стоит подумать, о чем истории твоих второстепенных героев, даже если они пересекаются с историями главных героев лишь на коротком отрезке. В то же время …
6. Не переполняй рассказ персонажами.6. Не переполняй рассказ персонажами. Герои должны быть индивидуальными, но функциональными – как фигуры на картине. Вспомните картину И. Босха «Увенчание терновым венцом», на которой терпеливо переносящий страдания Иисус окружен четырьмя мучителями. Каждый из персонажей уникален, но вместе с тем каждый представляет определенный тип, а все вместе они образуют повествование, которое становится только сильнее от того, что оно так компактно и экономично спланировано. Вместе с тем…
7. Не пиши слишком много.7. Не пиши слишком много. Избегай лишних фраз, уводящих в сторону прилагательных, ненужных наречий. Начинающие писатели порой считают, что, когда пишешь роман, необходимо употреблять особенно чистый и красивый язык, совсем не такой, на котором мы говорим каждый день. Это ложное представление о том, как создаются действия в романе, но его можно избежать, если соблюдать правило №1. Почитай произведения Кольма Тойбина и Кормака МакКарти, например, и ты поймешь, как нарочито ограниченный словарь может произвести сильное впечатление.
8. Скорость развития событий – решающий момент.8. Скорость развития событий – решающий момент. Просто хорошо писать недостаточно. Люди, которые учатся писать, могут быть хороши в написании одной страницы прозы. Чего им иногда не хватает, так это взять читателя с собой в путешествие, со всеми изменениями местности, скорости и настроения, всем тем, что включает в себя долгое путешествие. Опять же, просмотр фильмов может помочь. Большинство романов заставят читателя подойти ближе, на чем-то задержаться подольше, сделать шаг назад, потом вперед, как это происходит в кино.
9. Не паникуй.9. Не паникуй. Находясь в середине написания романа, я периодически испытываю приступы леденящего кишки ужаса, когда вижу на экране всю эту ерунду, а за этим, в быстрой последовательности, насмешливые рецензии, разочарование друзей, крах карьеры, безденежье, изъятие дома за неплатеж и развод… Упрямое преодоление таких кризисов, однако, всегда приводило меня к конечному результату. Недолгое отвлечение от работы может помочь. Обдумывание проблемы дает возможность понять, чего же я хотела достичь до того, как зашла в тупик. После прогулки я всегда могу взглянуть на свою рукопись в другом ключе. Если же это все не сработало, то есть молитва. Святой Франциск Сальский, покровитель писателей, всегда выводил меня из застоя. Если ты хочешь раскинуть свою сеть пошире, то можешь обратиться к Каллиопе, музе поэзии.
10. Талант – главный козырь.10. Талант – главный козырь. Если ты действительно хороший писатель, то тебе не надо соблюдать ни одно из этих правил. Если бы Джеймс Болдуин захотел немного оживить повествование, то он никогда бы не смог достичь лирической мощности «Комнаты Джованни». Если бы никто не писал слишком много, то мы бы не знали лингвистических богатств произведений Ч. Диккенса или Анджелы Картер. Если бы все были экономичны по отношению к своим героям, то не было бы «Волчьего зала» [1]… Для большинства из нас, тем не менее, правила являются необходимыми. И, самое важное, только поняв, для чего они нужны и как они работают, ты можешь начать нарушать их.
Примечания:
1. «Волчий зал» (“Wolf Hall”)- последний роман знаменитой английской писательницы Хилари Минтел (2009 г.), за который она была удостоена Букеровской премии.
отсюда
@темы: настоятельно рекомендую, мальчики и девочки, писательское