«I thought I understood it, that I could grasp it, but I didn’t, not really. Only the smudgeness of it; the pink-slippered, all-containered, semi-precious eagerness of it. I didn’t realize it would sometimes be more than whole, that the wholeness was a rather luxurious idea. Because it’s the halves that halve you in half. I didn’t know, don’t know, about the in-between bits; the gory bits of you, and the gory bits of me.»
— Like Crazy
— Like Crazy
Отличный фильм. Немного артхаусный, в стиле «Начинающих», если вы смотрели. Может быть, «500 дней лета». Антон Ельчин и Фелисити Джонс _____ встречаются во время учебы, влюбляются, но иммиграционные законы не дают им остаться вместе. Отношения на расстоянии — возможно? И как? И надолго ли?
Чувства, чувства, чувства. При этом не яркие, не в лоб, додумай сам, герои живые люди, они не разговаривают с четвертой стеной. Фелисити Джонс весь фильм обалденно живая, хрупкая, милая, забавная, очень хорошо одета. Антона Ельчина она обыгрывает, но он тоже молодец.
Сцена в душе (внезапно финал, но как же, а где же happily ever after, ах, ну да. нам же сказали додумывать) — очень классная.
Из приятных бонусов — Алекс Кингстон. Очень хорошая музыка. Дженнифер Лоуренс не поразила, но персонаж ее мне понравился. Фильм целиком снят на какой-то фотоаппарат, и да, чувствуется некая клиповость/документальность. Но это только добавляет интимности.
Очень грустный фильм с открытым концом (кому-то открытым, кому-то печальным, кому-то ХЭ — достройте сами). Очень светлое ощущение. Очень жизненно и почему-то на что-то вдохновляет.