- Мне нужно было убежать с бродячей оперой.
Энн Райс «Плач к небесам»«Плач к небесам» - исторический роман о певцах-кастратах 18 в., действие его происходит в Венеции, Неаполе и Риме того времени.
Двое главных героев – крестьянский сын Гвидо Маффео и наследник великого византийского рода Тонио Трески – не схожи ни судьбой, ни временем или местом рождения, ни обстоятельствами жизни, ни характерами. Единственное, что общего у них – любовь к музыке, и именно это позволит их встрече произойти. Гениальный маэстро ищет себе гениального ученика; а юный аристократ беспечно поет на улицах Венеции, не подозревая, что собственный брат ищет способ избавиться от него.
читать дальшеЧто же показалось мне хорошим в романе, «перенасыщенном музыкой и описаниями гомосексуального секса»?
Во-первых, знание предмета. Уважаю писателей, которые до и во время написания книги проводят глубокое исследование выбранной темы и времени. Италия в ее описаниях прекрасна, загнивающая Венеция – пугает, но и очаровывает, Рим видится огромным водоворотом. И верится, что именно так все и было, так и выглядело, тем и дышало.
Во-вторых, психология. Роман именно психологический, в нем описывается намного меньше действий, чем переживаний, да и каждый упомянутый поступок – знаковый для героя и тянет за собой цепочку мыслей. Поэтому, конечно, кому-то текст покажется медленным и скучным. Мне же понравилось заглядывать в голову неоднозначным героям и смотреть, как они развиваются.
Да, вот и то, что в-третьих – герои показаны в развитии. В Гвидо это не так заметно, во последних главах книги мы почти не видим событий его глазами. А вот Тонио – он растет, меняется, переживает, кидается из стороны в сторону, ищет, пробует, терпит неудачу и боль, ищет снова… Он приходит к осознанию, того, кто он есть на самом деле. Он совершает безумные, вроде бы, поступки – но с каждым разом совершает их все более и более осознанно. Он осознает свою власть над толпой – и над отдельными людьми. И использует ее.
Верю всему, что с ним произошло. Если бы он так и не смог принять перемену в себе – не поверила бы. А так... Все правильно. И даже любовная линия с женщиной совсем не смутила.
Зато история с кардиналом в какой-то момент доставила неприятных чувств. Потому что это прекрасный человек, искренне любящий Бога, и для него связь с Тони действительно была тяжким бременем. И кто-то мог расценить это как трусость – но я рада, что он нашел силы причинить боль обоим и отказаться от Тонио. Его слова: «Сегодня утром впервые за много месяцев я провел мессу как истинно верующий человек», - мне более чем понятны.
Очень верный образ Карло, Карло, ради своих желаний разрушившего жизни многих и многих людей, и все равно считавшего жертвой именно себя самого. Как там было?
Разве это не гордость, себялюбие и необузданное своеволие заставили тебя забрать мою мать из монастыря, бывшего ей приютом, разрушить ее жизнь и довести ее до безумия, в то время как у нее могло быть с десяток прекрасных партий и она десять раз могла бы выйти замуж и быть здоровой и довольной? Она была любимицей «Пьета», ее пение стало легендой. Но тебе захотелось завладеть ею, и не важно, в качестве жены или нет!
И разве не себялюбие, гордость и своеволие заставили тебя выступить против собственного отца, угрожая ему пресечением рода, продолжавшегося тысячу лет до твоего рождения!
А что ты сделал, когда вернулся домой и увидел, что наказание за все эти преступления еще не снято с тебя? Из гордости, себялюбия и своеволия ты попытался вернуть то, что считал своим, даже если это означало насилие, предательство и ложь! «Уступи мне!» — говорил ты, а когда я не смог уступить тебе, ты приказал оскопить меня, изгнать за пределы родины и разлучить со всем, что я знал и любил. И ты понимал, что я предпочту никогда не возвращаться в Венецию, чем обвинить тебя, потому что меня меньше пугает собственное бесчестье, чем угроза исчезновения нашего рода. А теперь ты говоришь мне, что все то, за что ты унизил и искалечил меня, — лишь преследования, тяжелые обязанности и сплошные неприятности!
Боже мой, ты привел в упадок и почти разрушил наш дом, ты погубил и довел до безумия женщину, ты оскопил своего сына и сломал ему жизнь, а теперь осмеливаешься жаловаться на обвинения и подозрения и заявляешь, что тебя вынуждали лгать! <…>
— Я ненавижу тебя! — закричал Карло. — Я проклинаю тебя! Я жалею, что не убил тебя! Если бы я мог, то бы убил тебя сейчас!
— О, я охотно этому верю, — ответил Тонио слабым, дрожащим голосом. — И при этом ты снова сказал бы мне, если бы тебе пришлось это сделать, что в этом, как и во всем остальном, у тебя не было выбора!
Да, еще хороша была вся история с Везувием. Все-таки Энн Райс – действительно символист (посмею утверждать это, прочитав только две ее книги).
Ну и напоследок скажу, что была рада финалу. PS
кстати, вспомнила еще кое-что. когда у Тонио с Гивдо начались отношения, я не могла какое-то время отвязаться от сходства со снарри )) ну а что? архетип "ученик-учитель", разница в возрасте (не такая значительная, правда), угрюмый, не красивый, но умный и при желании обаятельный, с сальными(!!!) волосами
Снейп Гвидо - и строптивый талантливый сверхэмоциональный
Гарри Тонио.
на самом деле, я за уши притягиваю, но при желании, поменяв имена и некоторые реалии, ожно можно было бы написать по мотивам отличнейший снарри.
жаль, что я не плаиатчица :Lol: